Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ
Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
В соответствии с годовым планом работы на 2021-2022 ученый год, в период с 15 ноября по 21 декабря в детском саду проводился тематический контроль с целью определения уровня эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности. В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатель меняет свое положение в игре: выполняет сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателем детской игры, в любое время способным прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.
Так, например, воспитатель 1 младшей группы «Цыплята» Ширинкина Юлия Алексеевна, организуя игру «Купание куклы», расширяла и уточняла словарь детей по теме (мыло, губка, полотенце, мыть, намыливать, вытирать, теплая, холодная, горячая), побуждала детей к проговариванию слов. А Балышова Светлана Сергеевна в игре «Уложим куклу спать» закрепляла знания детей о постельных принадлежностях, процессе раздевания, упражняла детей в выполнении игровых действий, имитирующих бытовой процесс.
Воспитатели 1 младшей группы «Ягодки» Богданова Софья Евгеньевна и Черкасская Олеся Анатольевна устроили веселые игры-развлечения с детьми, организуя сюжетно-ролевую игру по собственному замыслу «Празднование дня рождения Мишки» и «Поездка в цирк» соответственно. Цепочки действий носили сюжетный характер, вызывали у детей эмоциональный отклик, речевую активность, радостное настроение. Дети охотно играли со взрослыми и игрушками-сюрпризами (мишкой, клоуном, механическими заводными игрушками - дрессированными зверятами). Педагоги использовали элементы неожиданности, сюрпризности. Никто так не ценит хорошую шутку-забаву, как дети.
Воспитатель 2 младшей группы «Веселые гномы» Евдокимова Кристина Андреевна, организуя игру «Больница», обозначила себя в роли доктора, затем она предложила ребенку быть его медсестрой и помогать ему вести приём больных. Дети с куклами выполняли роли пациентов. Далее роль доктора ведет ребенок. Педагог учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Больницу» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки.
Аналогичные приёмы использовала воспитатель Тимченко Наталья Александровна при организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» в той же возрастной группе. При этом воспитатель активизировала детей, находилась рядом с детьми, вовлекала их в ролевые диалоги «продавец - покупатель».
Наблюдая за игрой во 2 младшей группе «Звездочки», необходимо отметить усложнение поставленных целей, ролевых взаимоотношений между партнёрами, включение большего количества ролей в игре. Воспитатель Ермакова Ирина Анатольевна поставила цель перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре «Путешествие», взяв основную роль капитана корабля «Дружба» и дополнительную роль экскурсовода. Постепенно развернулась большая игра, в которой участвовали все дети (врач, повар-кок, матросы, кассир, пассажиры). Ирина Анатольевна, изменяя свою игровую роль и обозначая новую для партнёров по игре, показывала детям примеры различного ролевого поведения в соответствии с разными ролями. При этом воспитатель использует слова: «А давайте выйдем на берег...», как бы договаривается с детьми о предстоящем изменении сюжета в процессе развёртывания игры. Дети охотно соглашаются, и игра продолжается.
Воспитатель Анна Юрьевна Микрюкова в группе «Звездочки» традиционную сюжетно-ролевую игру «День рождения куклы Кати» усложнила реальной девочкой Лизой 3-х лет. Дети отражали в игре события реальной жизни, развивали и обогащали сюжет и игровые действия с игрушками, формируя умение играть сообща. Дети творчески реализовывали игровой замысел, закрепляя навыки культурного поведения и доброжелательного общения.
Дети средней группы «Солнышко» под руководством воспитателя Крюковой Алёны Викторовны устроили «Большую стирку». Они объединялись по двое-трое, дружно мочили, мылили, тёрли, полоскали и развешивали кукольное белье. Ребята получили первичные представления о бытовом процессе – ручной стирке, поговорили о бережном отношении к чистым вещам – результату своего труда. Такая игра воспитывает аккуратность, самостоятельность, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
А с помощью воспитателя Абдулжалиловой Татьяны Владимировны дети из «Солнышек» играли в «Путешествие по городу». Педагог взял на себя роль экскурсовода, помог детям выбрать роли (шофер, тренер по физической культуре, кассир, официант, пассажиры), наделив всех бейджиками (а это важные атрибуты современной униформы). Построив автобус и вспомнив о культуре поведения в общественных местах, экскурсанты отправляются в путь. Дети побывали на «Стадионе», в «Парке развлечений», повторив ПДД, переходили улицу по «Зебре». В «Кафе» официант их ждал и угощал вкусным соком (2 завтрака). Созданное радостное настроение – удачное завершение путешествия.
Ольга Ивановна Маргатская в средней группе «Искорки» создала условия для сюжетно-ролевой игры «Автосервис», способствующей гендерному воспитанию детей дошкольного возраста (в этой группе гораздо больше мальчиков), на основе знакомства с явлениями социальной действительности. Дети хорошо знакомы с трудом автомойщика, заправщика, автомеханика, парковщика, охранника. Шоферы автомобилей соблюдают правила дорожного движения, пользуются услугами автомойки, автозаправки, автомастерской, парковки и комнаты отдыха.
Дети из группы «Искорки» с помощью Козявкиной Надежды Сергеевны побывали в «Новогодним кафе». Педагог продолжал знакомить детей с трудом взрослых, расширял представления о труде работников кафе.
Во время игры оттачивались навыки культуры общения, обогащались игровые навыки. Надежда Сергеевна делала акцент на доброжелательность, готовность прийти на помощь.
В старших и подготовительных к школе группах педагоги стремятся научить детей комбинировать в игре разнообразные события, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы, принимая на себя второстепенные роли. Участвуют в сговоре детей. Помогают в решении игровых задач, поддерживают познавательный интерес в игре. Наблюдают за игрой детей. Направляют замысел и действия детей, дают советы, подсказывают, задают вопросы. Коллективно обсуждают ролевые поведения детей после игры.
Так, воспитатель старшей группы «Светлячки» Кравченко Анна Сергеевна предложила детям отправиться на «День рождения Незнайки» в кафе «Клубничка». Дети самостоятельно определяли для себя и партнёров по игре роли (администратор, официанты, повар, бармен, посудомойщица, гости) развертывали ролевые взаимодействия и диалоги. Воспитатель тоже гость. Гости изучают меню, делают заказы, празднуют «День рождения», рассчитываются. В конце игры подводят итог – все ли правильно отработали свои роли.
Под руководством воспитателя Мухановой Людмилы Юрьевны дети группы «Светлячки» отправляются в «Путешествие на самолете в Санкт-Петербург». Дети хорошо знакомы с терминологией аэропорта (медицинский контроль, зал ожидания, багаж и др.), самостоятельно выбирают роли (летчик, стюардесса, врач, таможенник, грузчик, буфетчик, пассажир, диспетчер) и готовят свои рабочие места. Звук аэропорта, табло с рейсами и голосовое объявление поддерживает интерес к игре. Построен самолет, прошла медицинский контроль команда, пассажиры приобрели билеты, сдали багаж и подкрепились в буфете, объявлена посадка на рейс… Людмила Юрьевна, как директор, только контролирует отлаженную работу всех служб аэропорта, поддерживает познавательный интерес, наблюдает за игрой детей, дает советы, подсказывает, задает вопросы. Дети играют самостоятельно.
Людмила Сергеевна Дудникова в старшей группе «Буратино» создала условия для сюжетно-ролевой игры «Салон красоты», способствующей гендерному воспитанию детей дошкольного возраста (в этой группе гораздо больше девочек), им более знакомы эти явления социальной действительности. Дети хорошо знакомы с трудом парикмахера, мастера маникюра, администратора, кассира, охранника, водителя. Дети распределяют роли самостоятельно (договариваются). Если дети затрудняются в распределении ролей, воспитатель приходит им на помощь.
Игры в старшей группе приобретают у детей социальный характер. Ребенок словно примеривает на себя разные социальные роли, копирует взрослых, приобретает опыт общения. Такая форма общения настоящая школа жизни для ребенка.
Воспитатель подготовительной группы «Пчелки» Колупаева Татьяна Ивановна вносит предложение поиграть в игру «Кафе». Дети хорошо знакомы с профессиями – повар, официант, бармен, администратор, сушист и пиццамейкер. Администратор Татьяна Ивановна (в группе всего 6 детей) – встречает посетителей и рассаживает за столики. Официант — приносит меню, принимает заказ от посетителей кафе, передает заказ повару и бармену, приносит готовые блюда клиентам. Повар — готовит блюда, а бармен напитки по заказу клиентов. Посетители кафе — изучают меню, делают заказ, пробуют блюда, расплачиваются. В общем сюжете есть и параллельная игра – «Конструкторское бюро самолетостроения». Двое ребят на обеденный перерыв тоже приходят в кафе. В игру включаются взрослые, звучит музыка, празднуется «День рождения». Все гости и сотрудники позитивно заканчивают игру.
С воспитателем Почтаревой Светланой Андреевной «Пчелки» играли в «Школу». Педагог и дети строили игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Светлана Андреевна, выполняя второстепенную, роль, косвенно влияла на изменение игровой среды, вела коррекцию игровых отношений. Два учителя поочередно вели уроки, ученики отвечали на вопросы, рассказывали, считали. Охранник встречал детей, приветствовал, заставлял обработать руки, напоминал о правилах поведения учеников, давал звонки на урок и перемену. Доктор оказывал медицинскую помощь заболевшей ученице, а повар приготовил, накрыл и накормил ребят школьным обедом. Дети учились правильно распределять обязанности каждого участника коллективной деятельности, повышали уровень индивидуального развития, развивали интерес к школе, формировали положительное отношение к предстоящему обучению, повышали интерес к школе и адаптировались к новому этапу жизнедеятельности «ученик».
Подготовительная группа «Лучики» с воспитателем Федосеевой Надеждой Владимировной побывали в «Центре Здоровья и Красоты», где узнали о том, как надо заботиться о своем здоровье и укреплять его. Дети широко и творчески использовали знания о работе врачей-специалистов (стоматолог, хирург, гомеопат, массажист), парикмахеров, официантов, поваров, кассиров, курьеров. Дети накапливали игровой опыт, осваивали новые способы отображения действительности в игре.
Вместе с воспитателем Колокольцевой Еленой Владимировной ребята из группы «Лучики» побывали в «Цирке». Дети творчески использовали в игре знания об окружающей жизни, профессиях людей, работающих в цирке (артисты различных жанров, конферансье, дрессировщик, кассир, контролёр, буфетчица). Закрепляли правила поведения в общественных местах. Дети быстро поделили группу на игровые зоны: касса, арена (канат, натянутый по кругу, стулья поставлены полукругом в 2 ряда), буфет, гримерная (спальня). Звучала веселая цирковая музыка. На арене были: канатоходец, клоун, силач, дрессировщики. Представление вел конферансье. В антракте все посетили буфет со сладостями. Вишенкой на торте был номер фокусника (Елены Владимировны). Зрители и все участники восхищенно аплодировали. Игра закончилась, создав у всех участников радостное веселое настроение.
Ребята подготовительной группы «Бусинки» под руководством воспитателя Аняковой Александры Александровны организуют работу большого «Супермаркета». Дети хорошо знакомы с работой универсального магазина, имеют представления о профессиях в супермаркете: кассиры, продавцы-консультанты, охранники, покупатели, директор, водитель. Каждый сам выбирает себе роль, получает униформу и занимает свое рабочее место. Дети хорошо знакомы с игрой. Легко ведут свои роли, выстраивают диалоги. Александра Александровна, только координирует отлаженную работу всех отделов супермаркета, наблюдает за игрой детей, дает советы – открыть 2 кассу, чтобы не было очереди, подсказывает. У детей развито умение самостоятельно разворачивать сюжетно-ролевую игру в группе, умение вести ролевой диалог в соответствии с игровым замыслом. Игра очень реалистична, современный магазин даже даёт возможность расплачиваться кредитной картой! Ребята приобщаются к современным финансово-денежным отношениям, к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения в общественных местах. Дети играли с удовольствием, не теряя интерес к игре спустя 30 минут.
Воспитателями были организованы игры с учетом возрастной категории воспитанников, в ходе которых реализуется сюжет с логической последовательностью действий. Дети младшего возраста, выполняя свою роль вместе с педагогом, подражая ему, не только осмысливали и уточняли свои знания о труде взрослых, распорядке дня, но и усваивали нормы общественного поведения. По мере обогащения представлений дошкольников развивалось и усложнялось содержание игры. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы. Дети старшего дошкольного возраста владеют приемом сюжетосложения, умеют распределять роли и выполнять ролевое поведение, ставить перед собой цель и находить средства для ее осуществления.
Играйте с удовольствием, наслаждением и пользой! |