Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Блог
|
ПСИХОГИМНАСТИКА Подготовили: Ермакова И.А., Киреева Н.В.
Психогимнастика – это специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов. Психогимнастика помогает детям: - адаптироваться в коллективе, заводить знакомства и дружить; - разобраться в себе , своих чувствах и чувствах других; - избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей; - развить воображение и творческое мышление; - научится контролировать свои движения. Такие специальные занятия помогают создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций . Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмике, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно-ролевых играх: - дети приобретают навыки ауторелаксации; - обучаются технике выразительных движений; - тренируют психомоторные функции; - воспитывают в себе высшие эмоции и чувства; - корректируют своё поведение при помощи ролевых игр. Основная особенность психогимнастических упражнений в том, что проводятся они в форме игры, поэтому нравятся всем детям без исключения. Каждое упражнение называется этюдом и напоминает сценку, которую разыгрывают детки.
1. «Я и моё настроение» В этом упражнении используется метод незаконченных предложений. Для это нужно попросить ребёнка продолжить фразу: Я радуюсь, когда….. Я горжусь тем, что….. Мне бывает грустно, когда….. Мне бывает страшно, когда….. Я злюсь, когда….. Я был удивлён, когда…… Когда меня обижают,……. Я сержусь, если….. Однажды я испугался…. 2. «Прорвись в круг» Ребёнка, испытывающего сложности в общении, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Стеснительный ребёнок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него. 3. «Пылесос и пылинки» Дети выступают в роли пылинок, педагог – в роли пылесоса. Сначала пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснется, тот встает и уходит на свое место. Когда ребенок - пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. 4. «Цветок» Педагог рассказывает детям о цветке, а дети изображают рост цветка в соответствии с рассказом. «Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед солнцу». Выразительные движения6 сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивает вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, губы в улыбке, мышцы лица расслаблены. 5. «Лягушки» Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерзли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (я бережно посажу ее на травку.) покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите ее на травку. А теперь скажите, какая лягушка6 сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми). Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем. 6. Психогимнастика: упражнение на расслабление «Заводные игрушки» Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, В куклу Машу превратись. Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, веселого клоуна. -Заводные игрушки сломались! Замрите в тех позах, в каких вы сейчас стоите. Дети застывают в определенной позе. -почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, левую руку, затем туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы рады. Покажите, как вы радуетесь. 7. «Кошка и мышки» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд сопровождается музыкой. Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови подняты вверх. 8. «Слушай хлопки» Играющие идти по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» 9стоять на 1 ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка дети возобновляют ходьбу. 9. «Вот так позы» Играющие принимать различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение. 10. «Зеваки» Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего 9например, звонок колокольчика) останавливаются, хлопают в ладоши, разворачиваются по кругу и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Ребенок, не выполнивший правильно задание, садится в середину круга. 11. «Разведчики» В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд. 12. «Кто что делал?» Двое игроков стоят рядом друг с другом. Они под музыку делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Третий ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения. 13. «Кузнечик» Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы накрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте. Выразительные движения: шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев. 14. «Это я! Это мое!» Ребенок разговаривает с глухой бабашкой., которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего – то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя играющего), «Чьи это книги», «Чьи игрушка?» и т.п. мальчик отвечает жестом. Выразительные движения: рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!». Идея обладания более обширного «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Мое, принадлежит мне!» 15. «Заколдованный ребенок» Ребенок заколдован. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там. 16. «Отдай!» Педагог просит детей представить, что у них отняли игрушку, и они должны без слов, только с помощью движений, словно они еще не умеют говорить, потребовать отдать игрушку. Каждый ребенок требует отдать ему игрушку. Выразительные движения: кисти рук держать горизонтально ладонями кверху. 17. «Игра в снежки» Зима. Дети играют во дворе в снежки. Этюд сопровождается музыкой. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы. 18. «Шалтай - Болтай» Педагог читает стихотворение о Шалтае - Болтае, а каждый ребенок повторяет движение за взрослым. Шалтай -Болтай Сидел на стене. Шалтай -Болтай Свалился во сне. С.Я.Маршак Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз. |
Просмотров: 874 |
Добавил: irina_ermakova_1973
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Календарь |
---|
« Март 2018 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|