Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 19:58

МАДОУ №141 "Детский сад комбинированного вида"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [28]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом за¬висит от системы воспитания и обра¬зования, которая, в свою очередь, фор¬мируется с учетом особенностей миро¬воззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового по¬коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важней¬шее условие развития России. Разре¬шение проблем нравственного воспи¬тания требует поиска наиболее эф¬фективных путей или переосмысле¬ния уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образо¬вательном материале, но и как о педа¬гогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравст¬венного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на кото¬рых дети постигают многообразие ми¬ра.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высоко-го мнения, что включил их в свою пе¬дагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народ¬ного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал во¬прос о педагогическом значении ска¬зок и их психологическом воздействии на ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, спо¬собствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благо¬родство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, стра¬данию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый ис¬точник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, вопло¬щая в ней свои детские мечты.
Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысяче¬летиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он бу¬дет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность вос¬питания, символизирующая вечность движения человечества к своему ду¬ховному и нравственному прогрессу».
Таким образом, сказка жила, несмо¬тря на гонения и играла огромную вос-питательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выхо-дить из трудных положений, преодо¬левать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человече¬ства. Сложная картина жизни пред¬ставляется детям в сказке в виде про¬стой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действи¬тельности.
В сатирических сказках народ вы¬смеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда выта¬щить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчи¬вость, взаимопомощь и дружба.
Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девуш¬ки, юноши, ребенка (мальчика или де¬вочки).
Итак, в народной сказке определи¬лись герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система об¬разов, ясная идея, мораль, вырази¬тельный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы - В. А. Жу¬ковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершо¬вым, К. И. Чуковским, а также совре¬менными писателями, как отечествен¬ными, так и зарубежными.
Для того чтобы максимально эф¬фективно использовать сказку с це¬лью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.
Многие сказки внушают уверен¬ность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок осо¬бенно нравится детям и усиливает вос-питательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образ¬ность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весь¬ма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому пра¬вомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особеннос¬ти детей, прежде всего неустойчи¬вость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприя¬тие детьми, не способными еще к абст¬рактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным харак¬тером народа: отвага, трудолюбие, ос¬троумие и т. п. Эти черты раскрывают¬ся и в событиях, и благодаря разнооб¬разным художественным средствам, например гиперболизации.
Образность дополняется забавнос¬тью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие жи¬вые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателей. Например, сказки-«перевертыши».
Дидактизм является одной из важ¬нейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым мо-лодцам урок» дается не общими рас¬суждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действия¬ми. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в со¬знании слушателя.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных ге¬роев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога и семьи , систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Категория: Мои статьи | Добавил: cuisa (28.03.2016) | Автор: Адольф Елена Владимировна
Просмотров: 781 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz